analogindex (analogindex) wrote,
analogindex
analogindex

Categories:

История

Изучение истории форменного обмундирования показывает, что ее развитие непосредственным образом связано с жизнью общества, происходящими в нем различными социальными процессами и требованиями времени.

Эту закономерность подтверждает и эволюция форменного костюма железнодорожников России. В эпоху резкого деления общества на классы вносятся детали, закрепляющие иерархическую лестницу. Во время второй мировой войны, тыл становится трудовым фронтом и железнодорожники надевают погоны . К 1955 г. страна восстанавливает разрушенное хозяйство, идет мирный путь развития экономики и форменный костюм ищет пути совершенствования. Демократические преобразования 60-х годов, появление новых материалов позволяют и форменному обмундированию при сохранении знаков различия приблизиться к бытовому костюму.

Жизнь не стоит на месте, внося коррективы во все сферы деятельности человека. Нет сомнения, что поиск новых моделей костюмов будет продолжен.

Форма специалистов Института Корпуса инженеров путей сообщения



История форменного обмундирования железнодорожников неразрывно связана с началом подготовки специалистов-инженеров по строительству и эксплуатации путей сообщения, и в первую очередь с созданием Института Корпуса инженеров путей сообщения в 1809 г.

Так как институт был полувоенным учебным заведением, то форма выпускников и кадетов соответствовала военной форме того времени. Для отличия чинов служили серебряные эполеты с золотыми звездочками. Первым воспитанникам института было разрешено носить офицерский мундир, но без эполет.

Эполеты Корпуса инженеров путей сообщения (1809-1827):

1. Прапорщик :

2. Подпоручик;

3. Поручик :

4. Капитан :

5. Майор :

6. Подполковник :

7. Полковник :

8. Генерал-майор :

9. Генерал-лейтенант :

10. Инженер-генерал.

В 1817 г. была введена зеленая выпушка для мундиров.

В 1830 г. вместо гладких пуговиц вводятся пуговицы с изображением крестообразно положенных топора и якоря, а генералам - пуговицы с государственным гербом (двуглавый орел). 3нак из топора и якоря сохранился вплоть до 1932 г., то есть до введения современного технического знака из ключа и молотка.



Инженеры путей сообщения продолжали носить военные мундиры до 1867 г., когда стали выпускаться из института в званиях гражданских инженеров и с чином коллежского или губернского секретаря.

Погоны инженеров МПС на воротник сюртука (1856-1903):

1. Коллежский регистратор;

2. Губернский секретарь;

3. Коллежский секретарь;

4. Титулярный советник;

5. Коллежский асессор;

6. Надворный советник;

7. Коллежский советник;

8. Статский советник;

9. Действительный статский советник;

10. Тайный советник;

11. Действительный тайный советник.

Форма служащих первых железных дорог в России (первая половина XIX века)

О форменных костюмах служащих первых железных дорог известно немного. Проектировщик и строитель дороги Царскосельской железной дороги Ф. Гертснер выписал форму для кондукторов вагонов из-за границы.

Накануне открытия регулярного движения поездов Петербурго-Московской линии было утверждено "Положение о составе Управления С.-Петербурго - Московской ж.д.", где было указано, что весь обслуживающий персонал разделяется на четыре роты. Первую составляли машинисты, их помощники и кочегары. Вторую - обер-кондукторы и кондукторы. Им всем полагался мундир военного образца, головным убором служила каска . Кондукторам и обер-кондукторам полагался фашинный нож на черной портупее.

Начиная с 1855 г. происходят большие изменения, в покрое форменного обмундирования всех служащих ведомства путей сообщения. Чтобы поднять престиж государственной службы среди нижних чинов, вводится право отличать выслугу лет серебреными галунами: так, за пять лет службы мастерам и машинистам Николаевской железной дороги полагались галуны на обшлага рукавов, за десять лет к ним прибавлялись галуны на фуражку и воротник.

Форма железнодорожников во второй половине XIX века – начале XX века



Обер-кондуктор, 1855 г.

Крестьянская реформа 1861 г. обозначила новый период хозяйственного развития России - промышленного капитализма. Одной из главных причин препятствующих быстрому развитию промышленности, было отсутствие железных дорог. Так как казна России, обескровленной Крымской войной, опустела, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861-1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих.

Погоны МПС (1863-1869):

Погоны МПС на воротник сюртука (1869-1876):

Погоны МПС на воротник парадной формы (1869-1876):

Погоны МПС (1876-1885):

1. Коллежский регистратор;

2. Губернский секретарь;

3. Коллежский секретарь;

4. Титулярный советник;

5. Коллежский асессор;

6. Надворный советник;

7. Коллежский советник;

8. Статский советник;

9. Действительный статский советник;

10. Тайный советник;

11. Действительный тайный советник.

В 1871 г. появилась эмблема Главного общества российских железных дорог: два распростертых крыла с колесом. Позднее эмблема несколько видоизменялась, но смысл остался прежний - скорость, точность, комфортабельность.

Первая единая форма одежды для всех железных дорог России (кроме Финляндии) вводится в 1878 г.

Служащие Министерства путей сообщения в дореволюционной России подразделялись на 4 разряда:

• инженеры путей сообщения;

• чиновники центральных учреждений;

• чиновники местных учреждений;

• железнодорожные служащие.

К разряду служащих относился обслуживающий персонал станций и депо. Отличия форменного костюма для них заключалось главным образом в цвете выпушек по роду служб ( красный , зеленый , синий и желтый ).

24 августа 1904 г. утверждаются последние изменения в форменном обмундировании гражданских чинов Министерства путей сообщения в дореволюционной России. Согласно им чиновники и инженеры имели 7 установочных форм обмундирования:

• парадную;

• праздничную;

• обыкновенную;

• особую;

• будничную;

• летнюю;

• дорожную.

Образцы атрибутов формы Министерства Путей Сообщения (1904):

Железнодорожная форма России образца 1879 года.

31 января 1879 года приказом Министерства путей сообщения в России вводилась специальная форма для служащих железных дорог.

В приказе указывалось, что ношение формы должно быть обязательным "во время отправления служебных обязанностей".

Форма предусматривала следующие предметы:

двубортный мундир длиною до колен;

фуражку;

шаровары из сукна по цвету мундира;

пальто двубортное черного цвета;

ремень с пряжкой;

сапоги .

Для различия железнодорожных служб, которых было четыре, были введены различные цвета кантов на головном уборе, обшлагах, воротниках, наплечных знаков, а именно:

для службы пути и зданий - зеленый цвет;

для службы тяги и подвижного состава - синий

Manage

Unsubscribe from these notifications or sign in to manage your Email service.




IFTTT

Manage on IFTTT:
https://ifttt.com/myrecipes/personal/114580525
Subscribe

  • Воинские звания в

    Как и в любой структуре, в российской армии существует определенная иерархия. В данном случае «пирамида» представляет собой военные должности и…

  • Размещение

    Поскольку сотрудники ФПС МЧС России являются военизированными, то они имеют соответствующее обмундирование и знаки различия. Знаки различия в…

  • Новые шевроны МО РФ

    Читайте также Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments