analogindex (analogindex) wrote,
analogindex
analogindex

Category:

Военная

Военная одежда Древней Персии (560-330 годы до н.э.)

К сожалению, история и археология персидской династии Ахеменидов до сих пор находится в зачаточном состоянии, поэтому вся имеющаяся информация представляет собой субъективную и условную интерпретацию. Реконструкция придворных костюмов произведена с учетом эламитских, месопотамских и мидийских источников. Персидское общество можно охарактеризовать как «феодальное» и состояло оно из знати (азата), крепостных крестьян (бандака) и рабов (марика). Всс персы считались крепостными царя. Военная служба была обязательной как для знати, так и для крестьян. Освобождение от службы при дворе или в армии давалось лишь по личному распоряжению царя.

Основой персидской армии был полк численностью в тысячу человек, состоявший из десяти сотен. Во главе полка стоял хазарапатиш - тысячник. Десять полков формировали байварабам численностью 10000 человек. Во главе байварабама стоял темник байварапатиш. Наиболее известным байварабамом персидской армии был царский отряд «бессмертных» - амтрака. Скорее всего, в «бессмертные» брали лучших солдат. Согласно Геродоту, свое название «бессмертные» получили из-за того, что численность этого байварабама всегда поддерживалась на штатном уровне.

Воины двух полков "бессмертных". Воины охраняют казну в Персеполе, одну из первых построек Дария в новом городе. Поза воинов соответствует нынешнему положению «смирно!». Левая нога слегка выдвинута вперед, на нее опирается пятка копья. Левая рука крепко держит древко копья, тогда как правая легко придерживает копье над левой рукой. Большие пальцы на обеих руках вытянуты. Воины разных полков «бессмертных» различаются деталями униформы и цветом одежды. Кроме того, одежду воинов украшают накладные эмблемы, которые, вероятно, служат символами полковых штандартов. На одной из эмблем виден восьмилучевой солнечный диск. Это ассирийский символ, который, возможно, был переосмыслен персами как символ Ахурамазды. На второй эмблеме изображен тройной алтарь, то есть эта эмблема также имеет религиозное значение. Оба этих полка, скорее всего, не относятся к злите «бессмертных», так как у воинов отсутствуют характерные головные уборы , вместо них они носят тюрбаны из желтой ткани, обернутые вокруг головы. Не элитарные полки «бессмертных» набирались из числа простолюдинов. Старбон пишет, что простые персы носили вокруг головы миткалевые повязки. Оба воина одинаково экипированы: у них есть лук и копье. Определенный интерес представляет желтая кожаная обувь обоих воинов. Эсхил в своей трагедии «Персей» писал, что дух царя Дария имел шафранно-желтую обувь . На самом деле персидские цари носили синюю обувь , но желтый цвет башмаков был распространен при дворе. «Бессмертные» носили золотые украшения: браслеты и крученые ожерелья.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Некоторые исследователи утверждают, что единообразие в изображениях воинов на ахеменидских рельефах свидетельствует не о существовании у персов униформы, а о том, что у персидских художников имелись некие общепринятые условности. Однако, исходя из свидетельств греческих авторов, следует, что ахеменидская армия действительно носила единообразную одежду. Если даже в Греции в IV веке до н.э. уже появилась свого рода униформа , то тем более в гораздо большей степени централизованной империи Ахеменидов униформа должна была появиться с еще большей степенью вероятности... Ксенофонт в своей «Кнропедии» сообщает, что Кир Великий ввел среди персов ношение мидийских капюшонов, которые лично раздал своей знати. Капюшоны были пурпурные, пасленные, малиновые и кроваво-красные. «Пасленный» цвет это насыщенный коричневый цвет, представляющий собой смесь черного, красного и белого пигментов. Каждый военачальник получал некоторое количество капюшонов, которые должен был раздать своим товарищам. Униформой в персидской армии обеспечивались по меньшей мере командиры и элитарные части.

  1. Царь. Детали украшения царского платья на данной иллюстрации переданы по черно-белой реконструкции одежды царя Ксеркса I, выполненной Анн Бритт Тайлия. Цвета реконструированы по фигуре на «крылатом диске» с западного косяка западного дверного проема Зала Советов Персеполя. Относительно же цвета обуви царя существуют два разных мнения. Одни исследователи утверждают, что обувь была синего цвета, в то время как другие говорят, что на обуви обнаружен красный пигмент. Появление красного пигмента можно объяснить тем, что синий слой был положен поверх красного.

  2. Евнух, управляющий двором (вастрабара). В обязанности вастрабара входило держать царский двор к приему царя, следить за состоянием палат и руководить частными мероприятиями. В руках евнух держит метелочку и платок.

  3. Копьеносец. Полк копьеносцев составлял личную гвардию персидского царя, которая обеспечивала безопасность правителя. В IV веке до н.э. полк копьеносцев получил почетное право носить царскую одежду — пурпурную тунику с белой полосой по середине. Данный воин изображен в анахроничной одежде VI веке до н.э. Копьеносцы комплектовались представителями персидской знати. Только копьеносцы носили характерный ребристый головной убор в качестве повседневного, тогда как в других полках это был предмет парадной одежды. В Персеполе только воины в ребристых головных уборах показаны держащими овальные щиты с вырезом на боку. Археологи называют такой щит «дипилонским» по названию Дипилонских ворот Афин, где изображение такого шита было найдено на фрагменте старинной керамики. Рисунок на умбоне щита повторяет рисунок на рукаве царской туники. Умбон мог быть серебряным с синим фоном. На данном рисунке цвета щита выбраны произвольно. В руках копьеносец держит царский квадратный штандарт.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Персидская армия во время вторжения в Грецию (479 год до н.э.) Все фигуры данной иллюстрации основываются на изображениях на древнегреческих вазах. 1. Эфиопский матрос . Эта фигура представляет собой компиляцию изображений с более чем тридцати афинских ваз, которые известны под названием «группа негритянского алебастра». По сообщению Геродота, перед морским сражением прн Саламине с персидских кораблей на берег сошли эфиопские и египетские матросы, которые как простые пехотинцы принимали участие в битве при Платеях. Экипаж каждого персидского корабля насчитывал 30 человек, в основном это были персы, мидийцы и саки. Однако персы не умели плавать, поэтому им было трудно служить в составе абордажных команд. Среди же саков выделялись так называемые апа-сака (водные сака), жившие н районе Амударьи и умевшие плавать.

  1. Белый наемник в восточной одежде. В упоминавшейся выше «группе негритянского алебастра» содержится изображение двух белых наемников в восточной одежде. Они побриты, что делает маловероятным их персидское происхождение, так как персы до начала IV века до н.э. обязательно носили бороды. Их одежда выдает в них скифов или саков. Наемник вооружен кривой саблей, а справа от него изображена спара, которая опирается на полковой штандарт. Спара - большой прямоугольный щит, за которым во время боя укрывался лучник. Цвета «униформы» на рисунке соответствуют цветам на алебастре, но следует иметь в виду то обстоятельство, что палитра создателя «группы негритянского алебастра» была очень скудной.

  2. Пример костюма амазонки или перса. Пурпурная туника украшена нашитыми по три бисеринами. В руках воин держит сравнительно небольшой щит, которым можно было отражать удары греческих копий. По-староперсидски такой щит назывался така. Эти щиты делали из дерева или кожи, по краю щит усиливали металлической оковкой. В верхней части щита делалась выемка, придававшая всему щиту форму полумесяца и открывавшая обзор воину. Подобную форму имели и греческие щиты-пельте, хотя и были заметно больше. Украшение шита напоминает изображение на стене в Помпеях. Такая роспись щитов была достаточно распространена на Востоке.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Кир Великий учредил сатрапии (провинции), во главе которых стояли управляющие - сатрапы. Каждый из сатрапов нес всю полноту ответственности как за все происходящее в своей провинции, так и за ее оборону. При необходимости в сатрапиях из числа воинствующих кочевников восточного Ирана формировались полки наемников. Хотя, в основном, этих восточных наемников набирали лишь для численности, иногда они привносили новые тактические приемы и типы оружия, которые потом осваивала вся армия.

  1. Конный наемник. В своих сочинениях Геродот сообщает о том, что племя сагаритов, принадлежащее к персидскому этносу, но сохранившее кочевой образ жизни, вооружалось кинжалами и арканами. Иранские племена из Средней Азии и Восточного Ирана также умели пользоваться арканами, а их конница дополнительно вооружалась боевыми топорами. Одежда воина характерна для парфян. Для некоторых среднеазиатских племен также характерна короткая стрижка и полностью бритое лицо.

  2. Знатный анатолиец. Анатолиец одет по-персидски, основной цвет его одежды пурпурный. Возможно, это одеяние получено ог царя или сатрапа. Черный конь также может быть даром царя. Грива коня украшена лентой и имеет длинную челку. Иногда челку охватывали металлической лентой или спиралью, или вплетали человеческие волосы, чтобы придать животному более эффектный вид. Эта фигура имеет прототипом фреску из Карабурун - Тумулус II в районе Элимали, к северу or античной Ликии.

  3. Ликийский воин с боевым серпом.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Дарий III и копьеносцы. 1. Царь Дарий III. Рисунок основывается на изображении царя Дария III на мозаике Александра. Царь изображен в царской тунике пурпурного цвета с белой вертикальной полосой посередине. Треугольный галун на манжетах на мозаике значительно выцвел, но на некоторых фотографиях остатки галуна еще различимы. Неясно также, как по старо-персидски называлась туника. Греческие лексикографы Гесихий и Фотий сообщают, что царская туника с белой центральной полосой называлась сарапием, а вот Поллукс сообщает, что туники с рукавом персы называли словом капур. Поясной ремень Дария красного цвета. В латинском переводе Куртия упоминается золотой поясной ремень со свисающей акинака, однако здесь имеется противоречие с греческим оригиналом, в котором говорится о золотой акинака. Куртий также сообщает, что плащ царя украшали два золотых сокола, «которые клевали друг друга клювами». Возможно, эти соколы были вышиты на спине плаща. Дарий III изображен с поднятым вверх капюшоном . Это была черта царского костюма, у всех остальных персов капюшон был завален набок или вперед. Куртий, согласно со множеством других греческих источников, сообщает, что персы называли царский головной убор словом китар. Эго слово может означать «корона» и представлять собой попытку греков передать старо-персидское слово кшачрам. Также Куртий добавляет, что китар обхватывала синяя диадема с белыми украшениями. Эта деталь отсутствует на мозаике, хотя, это могло быть сделано намеренно — возможно, царь потерял диадему в бою. Штаны и сапоги на мозаике отсутствуют. Ксенофонт пишет, что персидский царь носил прямой плащ , пурпурную тунику с белой полосой, алые анаксериды и пурпурные кантуши. На рисунке царские штаны изображены c орнаментом в виде алых и желтых ромбов, исходя из того, что греки словом анаксириды обозначали подобный ромбический рисунок, характерный для штанов скифов, саков и амазонок. Обувль царя синего цвета, что соответствует более ранним описаниям царской одежды.

  1. Копьеносец. Рисунок основан на двух персонажах с саркофага Абдалонима и мозаики Александра. Оба персонажа носят одинаковую униформу, что очень даже может служить доказательством надежности обоих изображении. Только копьеносцы имели право носить «царское платье», основным предметом которого была пурпурная туника с белой полосой посередине. Поясной ремень и штаны желтого цвета. Штаны украшал ромбический орнамент, цвет рядов ромбов мог меняться. Обратите внимание на синюю обувь , которая также могла входить в состав «царского платья». Воин изображен стоящим по стойке «смирно!». В руках копьеносец держит царский штандарт.

  2. Командующий отряда копьеносцев. По всей видимости, это хазарапатиш — командующий отряда копьеносцев. Его туника несколько отличается от «царской». По нижнему краю подола пущена широкая горизонтальная полоса, а центральная полоса не белая, а синяя с желто-белым кантом. Возможно, синяя полоса на тунике выделяет его из числа остальных солдат и отличает от царя. На манжетах треугольные галуны. Обувь синяя.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Воины элитного полка "бессмертных" (333 год до н.э.) 1. Штаны воина имеют коричневатый оттенок. Внутренняя поверхность плаща обшита кусочками меха какого-то небольшого животного. Топор с серебряной головкой. Неизвестно, служил ли этот топор отличительным признаком командира или все солдаты полка имели такое оружие. На шее воина крученое ожерелье.

  1. Внутренняя поверхность плаща также обшита кусочками меха. Башмаки красные. Штаны красноватого цвета.

  2. Синие и красные квадраты на центральной полосе туники. По краю квадраты расшиты галуном. Штаны красноватые с серым узором. Цвет внутренней стороны щита точно не определен и может колебаться от темно-красного до пурпурного. Обратите внимание на пурпурную отделку туники.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Воины элитного полка "бессмертных" (333 год до н.э.) 1. Отчетливо видны красные квадраты на центральной полосе. Штаны могут быть любого оттенка темно-коричневого цвета - реконструкторы на этот счет спорят. Галун, который четко виден только у этого воина, возможно означает статус воина внутри полка. Различия в деталях серебряных украшений воротника могут играть роль знаков различия.

2-5. Второй полк «бессмертных» носил синие туники. Туники имели пурпурный воротник и манжеты с тонким серебряным кантом и белым отворотом. Подол туники украшала пурпурная полоса с двумя серебряными кантами в нижней и двумя кантами и верхней части. Шафранный капюшон .

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Другие полки "бессмертных" (333 год до н.э.) 1. Капюшон желтого цвета. Неизвестно была ли у туники полоса посередине или нет. Копье с серебряной пяткой.

  1. Отчетливо определяется леопардовая оторочка плаща. Изнанка плаща обшита кусочками меха.

  2. Это рядовой солдат или командир первой шеренги смешанного полка, о чем свидетельствует его тяжелые доспехи. Хотя цвета неясны, декоративные детали доспехов, очевидно, желтые, точнее из желтого металла. Внутренняя сторона щита пурпурная. Копье с серебряной пяткой.

  3. Центральная полоса на тунике синяя. Алая туника и желтые ботинки . Копье с серебряной пяткой.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Линейная пехота (333 год до н.э.). 1. Капюшон белый или желтый . Воротник туники «пасленовый», отделан галуном. Остальные цвета туники даны предполжительно. Отсутствие пурпурных деталей на тунике, с одной стороны, указывает на принадлежность к линейному полку. С другой стороны, отделка туники галуном с треугольным рисунком свидетельствует о высоком статусе воина.

  1. Пехотинец-кардака с мозаики Александра.

  2. Эта иллюстрация создана по мотивам фрески с гробницы Кинха в Македонии. Персидский пехотинец — такабара одной из западных сатрапий. Он не обязательно иранец по национальности, а вполне может быть анатолийцем. Белый, а не желтый капюшон может свидетельствовать о неперсидском происхождении. Изображение на щите - восьмилучевая звезда — символизирует собой звезду богини Анахиты.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

1

Оксафр при Иссе? За основу для этого рисунка взята мозаика Александра. Есть предположение о том, что на мозаике Александра изображен и Оксафр, брат Дария. Если это предположение верно, то Оксафр должен выглядеть как командир элитного конного полка. 1. Оксафр. Туника золотого или шафранного цвета, отделанная пурпуром. Плащ с пурпурным кантом. Оксафр защищает колесницу Дария, под ним убита лошадь. Копье Александра прошло всего в нескольких сантиметрах от пояса (подробнее о битве у Иссы можно почитать в статье "Александр Македонский"). Ксенофонт пишет, что «родня» Дария отличалась венцом, надеваемым поверх капюшона. У Оксафра такой диадемы нет. Возможно, она слетела в бою, или художник не нарисовал ее. Черная лошадь из Ниссеи. Обратите внимание на красную уздечку.

  1. Воин держит коня, на котором царь Дарин собирается бежать с поля боя. Галун, которым отделаны штаны воина, имеет квадратный, а не треугольный рисунок. Неизвестно, какое значение имел такой галун.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)



Персидская конница Рисунок основан на изображении на саркофаге Абдалонима. Все воины облачены в пурпурные туники. Характерно, что рукава всех туник украшены отворотами, но не имеют отдельных манжет и кантов. По-видимо- му, несмотря на пурпурные туники, все три воина принадлежат к полкам государственной персидской конницы. 1. Цвета туники, капюшона и фрагменты рукава плаща хорошо сохранились на саркофаге. Отлично виден леопардовый подбой плаща. Поясной ремень красный . Подпруга седла и отделка чепрака красные, сам чепрак желтый . Штаны воина коричневого или пурпурно-коричневою цвета, отличного от цвета туники. Узор на штанах серебристого цвета. Головка меча сохранилась до наших дней, остальная часть меча восстановлена по аналогии с оружием, изображенным на мозаике Александра. Ножны меча и перевязь не показаны. Пурпурный венец на голове указывает на принадлежность к "родне"..

  1. Все цветные детали персонажа на саркофаге хорошо видны, в том числе леопардовый подбои на плате. Нечетко видна задняя часть чепрака, здесь предпринята попытка ее реконструкции. Пурпурный венец на голове. Копье персидского типа, изображено по аналогии с копьем, показанным на мозаике Александра. Копье имеет прочное, но тяжелое н суковатое древко из кизила.

  2. Цвета этого персонажа на саркофаге более всего выгорели. Сильнее всего краска повреждена на штанах, но можно предположить, что они «пасленового» цвета. Цвет обуви коричневый или желтый . Край чепрака скрыт, но можно предположить, что он был фестончатый. Цвет капюшона неясен, возможно он был белый или желтый . Поясной ремень синего цвета. Галун, которым отделана одежда , имеет квадратный, а не треугольный рисунок.

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Куртий сообщает, что Александр Македонский сверг проперсидского царя Сидона Стратона II и предложил Гефестиону подыскать нового царя. Гефестион выбрал некоего Абдалонима, который приходился Стратону дальним родственником, но в наступивших временах вынужденно работавшим садовником. Сидонцы и македонцы отпраздновали восшествие на престол нового царя совместной охотой. Очевидно, во время этой охоты Кратер спас Александра от напавшего на того льва. Одна из длинных сторон саркофага Абдалонима показывает сцену охоты, в которой участвуют македонцы и четверо азиатов. Все четверо принадлежат к отряду личных телохранителей царя Сидона. Особенность их фигур в том, что у них отсутствуют обычные технологические отверстия для крепления свисающих частей поясных ремней. Возможно, это ошибка скульптора...

Сидонская армия (ок. 333 года до н.э.) 1. Восточный конный воин в центре охоты облачен в пурпур. Возможно, это сам царь Абдалоним.

  1. Скорее всего этот воин входил в состав полка царских копьеносцев. В целом цвета его одежды повторяют цвета персидской пехоты, в частности имеется пурпурно-желтая туника, но в деталях его одежда отличается значительно. Цвета плаща повторяют плащ сидонского царя, хотя пурпурный и желтый расположены инверсно. Обращают на себя внимание отвороты на рукавах. Манжет плаща по краю отделан синим кантом. Капюшон пурпурного цвета. Отсутствует леопардовая оторочка плаща, что также отчетливо отделяет сидонскнй стиль от персидского.

  2. Этот воин также похож на персидских «бессмертных», но в то же время имеет ряд деталей, выдающих в нем бывшего лучника охраны персидской казны. Пурпурный капюшон с красной подкладкой получен им уже на службе у Абдалонима. Теперь он служит лучником охраны сидонской казны. Манжеты туники отделаны галуном. Галун с треугольным рисунком. Цвет поясного ремня и штанов неясен.

  3. Фигура загадочная. Цвета капюшона, а также воротника и манжет его туники свидетельствуют о принадлежности воина к числу «бессмертных». Однако его присутствие на охоте означает, что воин давно сменил хозяев...

Информация: «Древняя Персия 560-330 гг. до н.э.» (Новый Солдат №51)

Источник: сайт Униформа армий мира - //uniforma-army.ru/

via forma-odezhda.ru https://ift.tt/3uqFImT

Manage

Unsubscribe from these notifications or sign in to manage your Email service.

IFTTT

Manage on IFTTT:
https://ifttt.com/myrecipes/personal/114575676
This entry was originally posted at https://analogindex.dreamwidth.org/2892894.html. Please comment comment count unavailable there using OpenID.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments