К 1917 г. белый , синий и красный цвета считались государственными, а белый , черный и желтый — « романовскими » (ошибочно!), связанными с идеей монархии (примером тому служит лента на юбилейной медали 300-летия Дома Романовых). В начале 1918 г. бело-сине-красный угол был принят в Добровольческой армии и уже позднее, с начала 1919 г., — в Вооруженных Силах на Юге России (ВСЮР), в том числе как эмблема на технике, и в Северо-Западной армии (здесь его носили вершиной кверху); его также имели на левом рукаве некоторые воинские части на севере и востоке России. К концу 1918 г. все белые армии приняли старую русскую кокарду (серебряно-черно-оранжевую). Однако перед этим предпринимались попытки вводить на севере и востоке бело-сине-красную кокарду — в основном в войсках правительств, находившихся на промежуточной политической стадии от эсеров до сторонников военной диктатуры.
В Добровольческой армии у некоторых частей имелись индивидуальные нарукавные нашивки , часто со своими эмблемами или со специальными знаками, но с углами национальных цветов.
Вооруженные формирования, отличавшиеся более четкой монархической направленностью (Южная армия и входивший в нее Астраханский корпус), вместо национального бело-сине-красного угла носили на рукавах бело-черно-желтые шевроны .
Возникновение чисто православной символики — в Западной Добровольческой армии П.Р. Бермондта, дружинах Святого Креста в составе вооруженных сил адмирала А.В. Колчака, а также в проектировавшемся « Легионе Святейшего Патриарха Тихона » — было связано с одной из основополагающих идей Белого движения — идеей верности Русской Православной Церкви.
Небезынтересен тот факт, что Западная Добровольческая армия Бермондта создавалась в необычной политической ситуации: на территории независимых Прибалтийских республик, на германские средства, обмундировывалась в германскую же униформу, а сам Бермондт был вынужден постоянно доказывать, что его армия имеет прорусскую, а не пронемецкую ориентацию…
Войска некоторых антибольшевистских правительств: Комитета членов Учредительного собрания (Комуча), Временного Сибирского правительства и Временного управления Северной области — находились под влиянием идей демократии и Учредительного собрания и первоначально носили нарукавные щитки со знаками различия (Народная армия Комуча и Сибирская армия) или знаки различия в виде углов (войска Северной области) вместо прежних погон , введенных в большинстве Белых армий сразу же после начала вооруженной борьбы с большевиками в 1918 г. Старые кокарды подчас заменялись георгиевскими (черно-оранжевыми) или сибирскими (бело-зелеными) ленточками на головных уборах.
Говоря о георгиевской символике, использовавшейся в Народной армии Комуча и в некоторых частях других вооруженных формирований, следует помнить, что георгиевские цвета традиционно являлись символом доблести, храбрости и мужества и служили как бы скрепляющим цементом для солдат и офицеров Российской Императорской армии, и отношение к ним было самым лояльным.
Что же касается символики « адамовой головы » и часто сопутствовавшей ей черной униформы, то по расхожему большевистскому, а потом и советскому представлению « белые несли смерть » и были « палачами трудового народа ». Однако черный цвет в России всегда считался цветом траура — белые как бы носили траур по Родине, выражавшийся в черной форме некоторых частей и соединений на юге и востоке России. Череп с перекрещенными костями, официально именовавшийся « адамовой головой », являлся древнехристианским символом и у русских означал готовность к жертвам, готовность принять смерть за что-либо; в данном случае у белых он символизировал их решимость умереть за Отечество.
Возникавшие антибольшевистские вооруженные формирования по своим политическим, территориальным и материальным возможностям подчас были настолько далеки друг от друга, что поначалу развивали свою собственную знаковую систему. И лишь к 1919 г. начался процесс стабилизации политической власти белых правительств на окраинах России, что привело к установлению более или менее единой системы униформы. Однако еще в 1918 г. даже действовавшие приблизительно в одних и тех же регионах белые армии были настолько различны политически, сходясь лишь в одном — борьбе против большевиков, что между ними возникали конфликты даже по поводу символики и формы одежды (например, между Временным Сибирским правительством и полковником Б.В. Анненковым и др.).
Несмотря на то, что в 1919 г. все Белые вооруженные силы формально подчинились Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку, единых приказов, конкретизировавших униформу и ее детали, не существовало. Все продолжали носить то, что сами же и вводили. К этому времени на всех театрах военных действий белых армий произошла эволюционная унификация формы одежды — так, повсеместным стало ношение старых русских кокард и знаков различия — погон со звездочками, просветами и выпушками по системе прежней Российской Императорской армии, восстановление в той или иной степени цветовой гаммы видов вооруженных сил, родов войск и т. д.
В период войны 1917-1922 гг. процветало и « формотворчество », прославлявшее личности отдельных командиров, создавших региональные вооруженные формирования, — таких, как полковник Бермондт, полковник Анненков, атаманы Г.М. Семенов и И.М. Калмыков и др. Это выражалось в вензелях на погонах некоторых частей Бермондта, Анненкова и Семенова, нарукавных щитках у Семенова и Калмыкова; их приказы вводили те или иные отличия в форме одежды.
У белых продолжилась и прежняя русская традиция установления шефства военачальников над теми или иными воинскими частями или соединениями. Среди таких шефов числились генералы Л.Г. Корнилов, С.Л. Марков, М.В. Алексеев, М.Г. Дроздовский, В.О. Каппель и адмирал А.В. Колчак. Эта традиция находила отражение и в униформе.
В годы Гражданской войны зародился ряд новых элементов формы одежды — таких, например, как шапки-« колчаковки », появление которых было вызвано природными условиями восточной России (долгой и суровой зимой).
Говоря об обмундировании, следует отметить, что все белые войска стремились носить русскую военную форму. Однако уже к октябрю 1917 г. само понятие русской униформы стало настолько расплывчатым вследствие изменений в покрое и расцветке, что даже приказы не устанавливали, а лишь стремились регламентировать уже существующую.
Революционный батальон, сформированный из волонтеров тыла, 1917 г. (Российский государственный архив кинофотодокументов — далее РГАКФД). На фотографии видны: черно-красное знамя с портретом А.Ф. Керенского в верхнем углу; черно-красные ленточки, обтягивающие кокарды : черепа со скрещенными костями на защитных погонах, а на правых рукавах — черные черепа с костями, нашитые на красные кружки.
Относительное многообразие обмундирования Белых армий было связано с расположением огромных интендантских складов в центре страны, на территории, контролировавшейся большевиками, и весьма ограниченной возможностью пополнения запасов формы одежды за счет напряженно работавших фабрик. В других же регионах непросто было достать даже самого элементарного. Мануфактуры катастрофически не хватало… Поэтому на севере, юге и востоке России весьма широко использовалось обмундирование стран Антанты — в основном британское или американское, а на северо-западе и западе — германское. Однако белые зачастую стремились оставить на иностранной униформе хотя бы какие-то элементы русской формы — например, погоны и пуговицы на германском обмундировании в частях отряда светлейшего князя Ливена. Тем не менее на британском обмундировании не все хотели носить русские отличия.
Примером тому служит приказ коменданта Севастопольской крепости и начальника гарнизона города генерал-лейтенанта Н.Н. Стогова за № 441 от 26 сентября (9 октября) 1920 г.: « Несмотря на целый ряд приказов, требующих ношения гг. офицерами установленной формы, замечено, что до сих пор приказы не всеми выполняются, особенно в настоящее время, когда с наступлением холодов гг. офицеры одели английские шинели, на погонах коих большинство не находит нужным соответствующим образом отметить свой чин. В лучшем случае делают лишь офицерские просветы, не заботясь о звездочках.
На замечания о необходимости отметить свой чин нередко гг. офицеры отвечают: « Разве на шинели тоже надо? На фронте на шинелях погон мы не носим » и т. п.
Требую, чтобы все офицеры приняли к неуклонному исполнению приказы Главнокомандующего (Русской армией генерала П.Н. Врангеля. — А.Д.) за № 3046 и 3462 и немедленно же одели соответствующие чину отличия.
Кроме того, замечено, что чины гражданского ведомства, нося английские шинели, оставляют на них погоны , по форме не соответствующие гражданским, что вызывает часто недоразумения.
Гг. гражданским чинам всех рангов и положений, во избежание недоразумений, прошу или вовсе снять погоны и кокарды , либо носить их строго по форме.
Всем начальствующим лицам обратить на это самое серьезное внимание и за отступление от правил ношения формы взыскивать с виновных ».
Рисунок к приказу Верховного Главнокомандующего за № 578 от 8 июня 1917 г. Этим приказом для личного состава « частей смерти » (ударных частей, формировавшихся в действующей армии) были установлены: « адамова голова » (т. е. череп), увенчанная лавровым венком, наложенная на скрещенные мечи; на правом рукаве — черно-красный шеврон , нашивавшийся углом вниз.
Характерным для многих белых частей и соединений являлся так называемый гвардейский синдром — т. е. обшивка воротника, клапанов нагрудных карманов и обшлагов какими бы то ни было кантами и выпушками по образцу бывшей Российской Императорской гвардии. Он появился еще в период Великой войны в русских частях, воевавших во Франции и на Салоникском фронте в 1916-1918 гг., затем получил продолжение в добровольческих подразделениях 1917 г. и, наконец, широко распространился в 1918-1922 гг. Выпушки на элементах формы одежды имелись у некоторых частей и соединений в Северо-Западной и Добровольческой армиях, иногда во вновь сформированных частях Вооруженных Сил на Юге России (ВСЮР), в войсках адмирала Колчака и т. д.
Наряду с частями и соединениями, созданными в период Гражданской войны, на антибольшевистских фронтах продолжали свою боевую службу и формирования, носившие названия полков старой армии и иногда действительно сохранившие кадры одноименного полка, а зачастую лишь названные так по некоторому количеству офицеров прежней части. Восстановленные полки были обмундированы практически по форме 1914 г., сочетая защитные элементы униформы с цветными фуражками, погонами и другими отличиями.
Одним из наиболее распространенных в Белых армиях цветов был малиновый — как отличие стрелковых частей и соединений. Но следует иметь в виду, что в условиях боевых действий, постоянного формирования новых подразделений, частей и соединений очень трудно было выдерживать приказный оттенок малинового цвета, существовавшего в Российской Императорской армии, и это приводило (как, например, в Офицерской стрелковой генерала Дроздовского дивизии) к разнообразию оттенка цвета приборного сукна на фуражках и погонах от ярко-малинового до крапового, со всеми оттенками красного. То же можно сказать и о выдерживании приказных цветов в других частях и соединениях белых армий.
Одной из особенностей формы одежды белых антибольшевистских вооруженных формирований являлись также многочисленные памятные и наградные знаки, а также медали , введенные в период Гражданской войны, например: крест « За Степной поход », медаль дроздовцам, крест Спасения Кубани и медаль « За освобождение Кубани », орден Святителя Николая Чудотворца, кресты генерала Ф.А. Келлера и для всех участников наступления на Петроград 13 мая 1919 г., медаль « В память освобождения Северной области от большевиков », орден (крест) и медаль Св. Архистратига Михаила Уральского казачьего войска, орден Освобождения Сибири, нагрудный знак , крест и медаль Особого Маньчжурского отряда (ОМО) и др.
Устанавливались также и нагрудные знаки частей, так, Марковская артбригада имела знак, введенный приказом Главкома Русской армии генерал-лейтенанта П.Н. Врангеля от 17(30) августа 1920 г., — золоченый
via forma full 5 https://links.ifttt.com/ls/click?upn=Dil-2BHP7dIFuBhLxawzNmBIkWusyG1kAk61eStSzvA34-3DpRUt_MO9corEPY8bNSCY-2BKGY229v9G-2F0i3YYFv7vVtmjrsWx0z0PnAwuEclQrcGfa60lpi-2BMd-2Bh2KloL0hNP46glxBoUakrrg2xmgHczxwEAQIRTF1El9hNEy6APngaj5OC-2FuwRfhQI1aRWg2xNMV27ggSBIv5EFYFTRWcjMw4Gho4bqnSjs4mYjAYC5BEP-2FJh0Sflvsxm2vvf-2FDtOrxtDVkAwT9wniMDH9DcRa88V2VlMXQg501CiHAU2CYEdDJVHYd2E38XHVHBd9t5rTJo-2FS44LrqDD5IPgirBfSGzwMWQag6GAw4bGCIwfmfJcQA2FTUBf6hqund32yncKvaGoc4OgA-3D-3D
Manage
Unsubscribe from these notifications or sign in to manage your Email service.
IFTTT
Manage on IFTTT:
https://links.ifttt.com/ls/click?upn=Dil-2BHP7dIFuBhLxawzNmBMx6Y8e9k5uHfu37-2FINGhAJBUEvwAPJ-2BnlVzZrgPrPNvZML-2FAod4OCQxAJJJU9Ghwg-3D-3DuHwr_MO9corEPY8bNSCY-2BKGY229v9G-2F0i3YYFv7vVtmjrsWx0z0PnAwuEclQrcGfa60lpi-2BMd-2Bh2KloL0hNP46glxBoUakrrg2xmgHczxwEAQIRTF1El9hNEy6APngaj5OC-2FuwRfhQI1aRWg2xNMV27ggSDDjmnCP-2BOXbJyk-2F9NU586SUwFKPW5XPRooT0iBZelxuJGVXcaUnrxukmEP5jMcVR1IxfTxWa6m89cOCMaZUI6yn-2Fn8xJQv4k-2F8LsnerBqKl5umMrx9cQczEu6h8ps7wc-2FrSN1-2BYWMTSocv2uT7sUtQSEngNqtaE4HNe4ABDqi7xZA1xT8cp83BGpXVViHkWPw-3D-3D